В Доме дружбы народов - выставка наивистов
В Доме дружбы народов Татарстана 15 мая открывается выставка «Нико и мы», посвященная 100-летию памяти классика наивного искусства, грузинского художника Нико Пиросмани.
Инициатива известного казанского художника, одного из самых ярких представителей наивного жанра в живописи республики, Альфрида Шаймарданова была поддержана национально-культурной автономией грузин Казани, Домом дружбы народов и Союзом художников Татарстана.
Шесть авторов представят свои работы на данной площадке. Шесть неповторимых, самобытных художников. Среди них — Наталья Марьина, Рашид Тухватуллин, Виктор Тимофеев, Сергей Максимов, Альберт Шах и, конечно же, вдохновитель и организатор данного художественного проекта, Альфрид Шаймарданов.
Необходимо напомнить, что в эти майские дни НКА грузин г.Казани отмечает свой юбилей — 25-летие создание общины. Так что, выставка «Нико и мы» — не только дань уважения казанских художников памяти выдающегося представителя мирового наивного искусства, но и их подарок к юбилею НКА грузин «Сиони».
Cправка: Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили, более известный как Нико Пиросмани, прожил поистине трагическую жизнь. Он жил и умер в безвестности и нищете, и лишь спустя долгое время после его кончины талант этого человека был оценен по достоинству. Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти. Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого — мать и старший брат. Нико, будучи вынужденным с детства самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, не получил художественного образования. Его учителями можно условно считать странствующих художников, которые зарабатывали на жизнь, изготавливая вывески для придорожных харчевен. Со временем Пиросмани и сам стал таким же художником; изготовленные им вывески представляли собой полноценные натюрморты с подписями вроде «Не проходи мимо, о, усталый путник!». В отсутствие заказов художник на кусках белой и черной клеенки писал картины «для души». Эти работы представляли собой зарисовки из повседневной жизни обычных крестьян, торговцев и ремесленников. Несмотря на то, что Нико не обучался искусству живописи, его врожденное чувство цвета и композиции делает работы Пиросмани, которых до наших дней сохранилось не более трех сотен, полными внутреннего света и торжественности.